Закаливание детей

Закаливание является так же эффективным способом оздоровления детей, многие из видов закаливания применяются и в дошкольных учреждениях, включены в режимные моменты, являются частью физкультурных занятий.

При работе с ослабленными детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания, впервые сформулированные ещё в 1910 году педиатром Г.Н. Сперанским.

Эти принципы использовал, но уже в современной редакции, Ю.Ф. Змановский. Он считал, что:

  • осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей;
  • интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма.

Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Необходим тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.

Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства). Это может приводить к невротическим расстройствам.

Рекомендуется использование не перегревающей одежды.

Закаливание ослабленных детей нужно вести с ещё большей постепенностью и осмотрительностью, чем здоровых, меры закаливания должны быть ещё более индивидуализированы.

Наиболее эффективными являются нетрадиционные методы закаливания.

Если традиционное закаливание предполагает адаптацию к холоду, то при создании пульсирующего микроклимата используется также и тепло. Создавая модель воздействия “тепло-холод”, можно рассчитывать на выработку быстрых целесообразных терморегулирующих реакций.

Традиционные методы закаливания, хоть и менее эффективны по сравнению с контрастными, всё же могут применяться в первую очередь в качестве начальных процедур. Это воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла.

Закаливающие процедуры проводятся во всех возрастных группах.

Способы закаливания:

  1. Дети ежедневно в любое время года 15-20 мин. Играют (в одних плавках) в простые игры типа “Я на солнышке лежу, загораю».
  2. Сухое растирание салфеткой или специальной рукавицей рук, ног, плеч, груди самим ребёнком.
  3. Растирание раздетого ребёнка сухой салфеткой с лёгким пощипыванием кожи и похлопыванием.
  4. Игра «Я массажист»: дети попарно делают друг другу массаж спины, рисуя контуры железнодорожного пути и приговаривая: «рельсы- рельсы, шпалы-шпалы, поезд-поезд».
  5. Влажное растирание. Раздетого ребёнка взрослые быстро обтирают влажным тёплым полотенцем, после чего ему предлагают 10 мин. быстро побегать (“Догонялки”, “Обгонялки”). Через 10 мин. Процедура повторяется, а затем ребёнок растирается сухим полотенцем. При этом фиксируется эмоциональное состояние ребёнка.

Контрастные ванночки для ног

Способы закаливания:

  1. Ребёнку предлагается постоять в горячей воде (t=36*C) 7-8 сек. Затем он переходит на 3-4 сек. В ванночку с прохладной водой (t=18*C). Затем процедура повторяется, после чего ноги протираются досуха и делается индивидуальный массаж пальцев ног и стоп ребёнком или воспитателем. В массаж входят растирание, пощипывание и похлопывание с пожеланиям: “Будь здоровым, крепким, сильным».
    Постепенно температура воды понижается.
  2. В группу в маленьком ведре вносят снег (зимой) или охлаждённая вода (летом). Дети снегом (водой) растирают руки до ощущения сильного тепла, после чего руки ополаскиваются тёплой вождой и протираются сухим полотенцем.
  3. Дети садятся на скамеечки, растирают стопы ног снегом. Первую неделю растирание производится воспитателем. После растирания ноги ополаскиваются, вытираются насухо и делается массаж стопы.

Дополнительный эффект закаливанию придают наблюдения за тем, как сам воспитатель проводит закаливающие процедуры: ходит по снегу, растирает свои ноги или обливается холодной водой.

Однако, как показывают многочисленные научно-практические разработки и практический опыт, традиционные методы закаливания эффективны в качестве начальных процедур (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла холодной водой).

«Наибольшим воздействием обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся прежде всего контрастные методики в пульсирующем режиме. Именно контрастные воздушные и водные ванны обеспечивают тот уровень повышения защитных сил, какой вообще способно дать закаливание» (Ю.Ф.Змановский, Ю.Е.Лукоянов).

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости целенаправленного оздоровительного воздействия на ослабленных детей, или детей имеющих ортопедические дефекты, с помощью специально подобранных и разработанных комплексов упражнений и методик закаливания.

Закаливание детей в детском саду

  1. Приготовить воду комнатной температуры.
  2. Общая продолжительность процедуры 5 мин.
  3. Продолжительность ходьбы по полу - 1 мин по 3 раза.
  4. Продолжительность по влажному настилу: 30-40см-З раза мо 2 мин.
  5. Для переболевших детей на период мед.отводов однократное повторение процедуры (без повторения)
  6. Если ребенок отсутствовал в д/с меньше недели, то его продолжают закаливать как всех.
  7. Коврики резиновые обрабатывать и просушивать, махровые полотенца сдавать в стирку каждый день. На протяжении всего закаливания дети должны активно двигаться. Во время движения по полу ввести упражнения по плоскостопию, использовать мостики, ребристые и т.д. Когда стопа подсохнет, давать упражнения из и.и.- стоя на все мышечные группы. Можно использовать игровые сюжеты.

Воспитатель: Невзорова Л.В. МДОАУ №35 «Светлячок» г. Новотроицк Оренбургская область