Рекомендации по слушанию музыки дома

Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не каждого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться.

Попробуйте научить вашего малыша внимательно прислушиваться к окружающим звукам. Посидите с ним в тишине и послушайте эту тишину. Ваш ребенок, несомненно, удивится, обнаружив, что тишина это вовсе и не тишина, потому что она вся наполнена звуками.

Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку, учите его, учитесь вместе с ним.

Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.

Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом, звук за звуком, ничего не упуская из виду. Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение.

Для слушания лучше выбирать небольшие произведения. Это может быть и вокальная музыка и инструментальная. Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различать динамические оттенки музыкальной речи.

Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст сам подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной.

Для начала приобретите кассеты с записями известного сочинения Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке. Композитор музыкальными красками отобразил жизнь ребенка.

Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда не делайте это наспех. Лучше отложите.

Очень полезно слушать одни и те же музыкальные произведения в исполнении разных коллективов и солистов. Все это может расширить впечатления о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

А репертуар домашней фонотеки может быть самым разнообразным, все зависит от музыкальных пристрастий вашей семьи. Это могут быть и небольшие классические произведения, и современные детские песни, и общепризнанные песни В. Шаинского и других современных детских композиторов. В настоящее время в продаже появилось очень много аудиодисков группы «ДОМИСОЛЬКА», «НЕПОСЕДА», фольклорной детской группы «ИГРАНЧИКИ». И многие, многие другие. Также продаются диски с классической музыкой, специально подобранные для детей разного возраста. Выбор огромен - главное, не спешите заставлять детей слушать современную «взрослую» музыку, хотя изолировать от нее совсем не нужно. Дети должны слушать разную музыку. И еще одно пожелание - не надо слушать ОЧЕНЬ ГРОМКУЮ музыку. От громкости звучания качество восприятия музыки не улучшается, а наоборот портится. Приучайте своих детей слушать не громкую, тихую музыку, и пусть они с самого раннего возраста окунутся в прекрасный мир волшебных звуков, который называется - МУЗЫКА!

Целебные звуки музыки

Существует много способов преодолеть скверное состояние души и тела, и один из самых эффективных - погрузиться в чарующий мир прекрасных мелодий. Уже полвека для исцеления от многих болезней успешно используется музыкальная терапия.

Банальная фраза «Все болезни от нервов» часто вызывает у нас ироническую усмешку. Тем не менее, трудно выделить среди наших близких и знакомых людей, у которых не возникало бы порой чувство притупленности в восприятии внешнего мира, недовольства собой, «беспричинной» усталости и даже апатии. На ум тут же услужливо приходит термин «депрессия»...

Не слышно шума городского

Уйти от угнетенного состояния помогает многое - например, пребывание на свежем воздухе, вдали от городских шумов. Благотворное влияние на «возрождение» души оказывает слушание шума моря или пения птиц. Уже давно замечено, что в среде любителей пернатых, живущих в окружении скворцов, жаворонков, кенарей и певчих дроздов, много долгожителей. Ученые нашли объяснение этому любопытному феномену - человек генетически связан со звуками, которые издают наши пернатые друзья. Их голоса запрограммированы в структурах мозга как раздражитель, вызывающий эмоции. Они успокаивают нас, снимают усталость с души, приводят в равновесие процессы, происходящие в организме. Дух и тело возвращаются в состояние гармонического сосуществования.

А вот ежедневный городской шум отрицательно влияет на здоровье. По мнению французских исследователей, он является причиной семи из десяти неврозов. Кроме того, люди, непрерывно испытывающие воздействие городского и производственного шума, чаще других страдают сердечнососудистыми заболеваниями, гипертонической болезнью и даже желудочно-кишечными заболеваниями - об этом говорит неумолимая статистика. Однако шум шуму рознь. Роженицы и новорожденные переносят родовые боли легче под расслабляющие звуки - легкий шум морского прибоя, мерный шелест лесной листвы, пение птиц, журчание ручья. С этой целью, а так же для исцеления от многих болезней в странах западной Европы и США еще с конца 1940-х годов успешно используют музыкальную терапию. Кстати, США оказались первой страной в мире, где врачи уже во второй половине прошлого столетия стали успешно применять музыку для лечения фантомных болей, возникающих обычно после ампутации конечностей и нередко носят мучительный, изнуряющий характер. И некоторые результаты такого лечения просто ошеломляют.

В последнее время исцеление музыкой не только неврозов и, но и целого ряда болезней находит эффективное применение и в нашей стране.

Между тем постоянное пребывание в пониженном настроении не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Если оно не проходит в течении дня или более, то врачи говорят о неврозах, способных принимать самые разные обличья.

Против разлада в душе

Классический пример невротической личности - великий композитор Петр Ильич Чайковский. Его собственная музыка, получившая мировое признание, нередко являлась причиной возникновения у автора подавленного состояния. И вместе с тем в одном из писем Чайковский признавался - «Если бы не музыка, я бы сошел с ума!» Даже на Льва Толстого, который не причислял Чайковского к своим любимым композиторам, произвел настолько сильное впечатление его Первый струнный квартет, что писатель разрыдался при его прослушивании.

Первым теоретиком музыки считают древнегреческого философа Пифагора. До нас дошла, в частности, история об одном музыкальном приеме, который использовал этот древний мудрец в житейской практике.

Как музыка укротила отчаяние

Однажды Пифагор увидел разъяренного юношу, которому изменила возлюбленная. Пребывая в состоянии аффекта, молодой эллин намеревался поджечь дом своей неверной избранницы. Тогда Пифагор приказал находившемуся поблизости музыканту-флейтисту сыграть нежную, успокаивающую мелодию. Слыша эти умиротворяющие звуки, отвергнутый любовник поостыл и пришел в себя. Катастрофы удалось избежать. По свидетельству одного из учеников философа, с помощью музыки Пифагор «легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души, недавно в них поднявшиеся и зародившиеся в неразумном виде - скорбь, раздражение, жалость, неуместную ревность, страх, разнообразные вожделения, гнев, желание, распущенность, горячность, - выправляя каждый из этих недостатков к добродетели».

Итак, разумно подобранные мелодии действуют как спасительные целебные составы. Но этим дело не ограничивается. Каждый музыкальный инструмент, обладающий индивидуальным «голосом», по-своему влияет на конкретные органы человеческого организма. Еще в средние века горожане замечали, что во время эпидемий чумы, холеры, тифа близ храмов и монастырей смерть не косила людей, тогда в этом видели силу божественной защиты. И только в наше время достоверно выяснено, что колокольный звон создает не только праздник для души, оказывая положительное эмоциональное воздействие на психику, но и убивает многие болезнетворные бактерии. И эту позитивную нагрузку выполняют инфра- и ультразвуки, которые наше ухо не слышит.

А наш современник, солист Московской государственной филармонии, Сергей Судзиловский рассказал в одном из интервью - «Ценители музыки в более чем в тридцати странах мира, слышавшие звучание моей виолончели, изготовленной еще в XVI веке, отмечают ее особый «голос». И по тембру звучания сравнивают ее с подлинным целительством и души, и тела».

Одно время популярный французский актер Жерар Депардье страдал нарушением слуха. Ему очень повезло, что на помощь пришел известный отариноларинголог Альфред Томатис. Врачу удалось полностью восстановить слух знаменитому пациенту.

Конек этого целителя - музыкальная терапия. Томатис установил, что классическая музыка обладает поистине волшебными свойствами. Радиоаппаратура, внедренная в ухо пациента с ослабленным слухом, транслировала музыку Вивальди. Как установил Томатис, в сочинениях этого композитора «проскальзывают» плавные, длящиеся в течение 30 секунд, переходы от форте к пиано. А это совпадает с биоритмами полушарий головного мозга. Позже Томатис пришел к выводу, что подобное положительное воздействие оказывают и некоторые церковные песнопения, и сочинения Моцарта, Чайковского, Баха, Генделя и даже короля вальсов Иоганна Штрауса.

Музыка строить и жить помогает

Как же объясняют специалисты в области музыкальной терапии благотворное влияние музыки на здоровье человека? Во-первых, музыка вызывает в памяти слушателя приятные картины из прошлой жизни. Во-вторых, музыка тренирует отдельные функции организма. И в- третьих, звуки музыки оказывают вибрационное воздействие на органы. Когда частота музыкального звука совпадает с частотой внутреннего органа, то возникает явление резонанса. Оно заметно «подстегивает» работу органа и соответствующей системы организма. Методика так называемой звукорезонансной терапии уже внедрена в санатории «Алтайский замок» курорта «Белокуриха». И как показывает лечебная практика, она реально помогает пациентам.

Даже если у вас, к счастью, нет существенных проблем со здоровьем, используйте музыку в процессе учебы или творческой работы. Если красивая мелодия будет звучать тихо, как бы на заднем плане, то вы на деле ощутите, насколько повысится усвояемость нового материала и производительность труда.

Мы танцуем и поем – вместе весело живём!

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие малыша: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, от общей культуры...

Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери - первое знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.

Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагировать на них. Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.

Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым инструментом может быть один из ударных, а таковым может служить все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.

С. Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей: «Пойте!» Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.

Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.

С. Лупан рекомендует родителям приобрести для двухлетнего ребенка - магнитофон или плеер. Это даст возможность малышу самому слушать музыку.

Нужно записывать на кассеты, диски разную музыку (хорошего качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка на красоту человеческого голоса, его неповторимость.

Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы:

  • Наглядно-слуховой метод- основной.
    Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.
  • Наглядно-зрительный метод В семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомство малышей с народными традициями, обрядами.
  • Словесный метод- тоже важен.
    Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании.
  • Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению музыкально- ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Cоветы родителям

  1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.
  2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.
  3. Пусть музыки будет желанным и почетным гостем в вашем доме.
  4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».
  5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так включенный телевизор - враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.
  6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.
  7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
  8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
  9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.
  10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Дети и музыка: слушать или нет? Вот в чем загвоздка!

Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос - нужно ли слушать детям музыку, а если нужно, то какую?

Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль. Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность.

Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.

Каждая нота имеет свой частотный диапазон. Каждая мелодия, каждая песня - это последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному.

Музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции. Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, которые влияют на восприятие человеком музыкального произведения.

Подчас в возрасте 6-7 лет малыш еще не знает точно, чем он хочет заниматься. Можно попробовать выяснить его предпочтения. Сходите вместе на концерт классической музыки. Дома или по дороге домой обсудите с ребенком, увиденное и услышанное, спросите его, какой инструмент понравился больше всего, на каком бы он хотел научиться играть?

Попробовать увлечь музыкой можно, но если вы увидите, что вашему сыну или дочери перестали приносить радость занятия в музыкальной школе, лучше что-то предпринять.

Еще хотелось бы напомнить всем родителям, что музыка окружает нас в самые разные моменты наши жизни.

Учите малыша слышать ее, обращайте внимание на эмоциональную окраску того или иного произведения, маршируйте с малышом под ритмичную музыку, кружитесь под звуки вальса.

Научите сына или дочь слышать "музыку леса" - журчание ручья, шелест листьев, стрекотание кузнечиков.

Обращая внимание малыша на подобные "мелочи", вы учите его душевной чуткости и пониманию, наполняете его душу и сердце эмоциями.

Как знакомить детей с музыкой?

Какой должна быть детская музыка?

Теперь мы и подошли непосредственно к вопросу влияния музыки на детей - на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику. Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить.

Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни - все это просто немыслимо без музыки. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке.

  1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!
  2. Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий, так как они способны зомбирующе действовать на психику.
  3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.
  4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.
  5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!
  6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!
  7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними.
  8. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.
  9. Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.
  10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

Музыка в развитии детей

Часто родители задают вопрос о целесообразности своего решения "отдать" ребенка в музыкальную школу. Здесь все зависит, прежде всего, от конкретного ребенка. К сожалению, есть много случаев, когда малыш занимался музыкой не по своей воле, а лишь по настоянию родителей и по окончании музыкальной школы ни разу не подошел к инструменту. Но есть множество и совершенно обратных примеров.

Музыкальный руководитель:
Печёнкина М.В.
МДОБУ №35 «Светлячок»
г.Новотроицк
Оренбургская область