Дыхательная гимнастика для детей

Обучение правильному дыханию - одна из основных форм физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребенка также, как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения надо с младенчества. Они вводятся в комплексы упражнений уже для 2-3 месячных детей. Когда малыш подрастает, мать может заниматься развитием дыхательного аппарата ребенка в форме игры. Например, дать одуванчик и предложить подуть на него сначала ртом, а потом носом. Обычно дети с удовольствием включаются в игру. К таким упражнениям можно отнести пускание мыльных пузырей, задувание свечи, нюханье цветка.

Во время прогулок надо привлекать внимание ребенка к чудесному запаху чистого воздуха, заставлять медленно, вдыхать носом, чтобы как следует почувствовать его, а потом медленно и глубоко выдыхать. Чтобы малышу было интересно, попросите его проанализировать состав воздуха (так он быстрее научится различать запахи). Нужно приучать ребенка к дыханию через нос. Это самое целесообразное и естественное дыхание. Дыхание должно быть полным. Чтобы расширялась грудная клетка, и развивались мышцы живота, покажите как втягивать живот и сокращать его мышцы во время дыхания. Для этого положите ребенка на спину и прижмите руками его живот, а потом попросите его втянуть живот, чтобы он стал плоским и впалым. Помните, что дети запоминают дыхательные упражнения и овладевают навыками произвольного управления дыханием гораздо быстрее взрослых, но если занятия нерегулярны, то они также быстро утрачивают полученные навыки.

Совместно с общеукрепляющими упражнениями в лечебную гимнастику включаются дыхательные упражнения, которые классифицируются как общая дыхательная гимнастика - система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных гимнастических движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. Кроме того, для детей с заболеваниями органов дыхания рекомендуется также специальная дыхательная гимнастика, которая представляет собой систему упражнений, сознательно воздействующих на нервно - мышечный механизм дыхания, что дает им возможность влиять на глубину, ритм и силу дыхания.

К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника, маховые упражнения и сложные координированные упражнения. К спортивно-прикладным упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся: ходьба, бег, плавание.

Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.

Значение дыхательных упражнений.

Они увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

Классификация дыхательных упражнений.

  • Статические дыхательные упражнения.
  • Динамические дыхательные упражнения.
  • Специальные дыхательные упражнения: локализованные, звуковые, дренажные положения.

Типы дыхания: грудной, диафрагмальный, смешанный.

Методика применения дыхательных упражнений

Вдох через нос, выдох через рот в сомкнутые трубочкой губы, сочетать дыхательные упражнения с общеразвивающими упражнениями, формировать дыхание смешанного типа

 

Воспитатель: Невзорова Л.В.
МДОАУ №35 «Светлячок»
г. Новотроицк
Оренбургская область